Приложение
На территории города Невинномысска проводится всероссийская антинаркотическая акция «Сообщи, где торгуют смертью».
Ее цель — привлечение внимания общественности к участию в противодействии незаконному обороту наркотиков и профилактика их немедицинского потребления, предупреждение и пресечение преступлений и иных правонарушений в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, повышение эффективности антинаркотической работы, организация консультаций и оказание квалифицированной помощи в вопросах лечения и реабилитации наркозависимых, выявление и устранение причин и условий, способствующих распространению наркотических средств.
В Невинномысске работают «телефоны доверия», по которым можно сообщить о фактах незаконного оборота и потребления наркотиков, содержания наркопритонов, а также задать вопросы, внести предложения по совершенствованию эффективности профилактики наркомании, лечения и реабилитации наркозависимых лиц.
«Телефоны доверия»:
- 02, 6-10-10, 4-13-30 и 6-10-42 — отдел МВД по городу Невинномысску;
- -3-15-37 — управление образования администрации города Невинномысска; режим работы: с 9.00 до 18.00, перерыв с 13.00 до 14.00;
- 3-01-14 — администрация города Невинномысска; режим работы: с 9.00 до 18.00, перерыв с 13.00 до 14.00;
- Территориальные общественные самоуправления города режим работы: с 9.00 до 18.00, перерыв с 13.00 до 14.00 час.
ТОС №1 — 7-20-63;
ТОС №2 — 7-29-78;
ТОС №3 — 7-30-94;
ТОС №4-6-48-91;
ТОС №5 — 3-05-40;
ТОС №6 — 3-37-09;
ТОС №7 — 5-70-38;
ТОС №8 — 7-51-34;
ТОС №9 — 6-44-81;
ТОС №10 — 7-23-96.
Формы и методы работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Глубокие социальные потрясения, происходящие в нашем обществе, кризисное состояние экономики, культуры и образования катастрофически ухудшают условия жизни и воспитания детей и молодежи, неизбежно приводят к увеличению количества и разнообразия трудностей и рисков, с которыми сталкиваются ребенок и его родители в процессе жизни и развития. Как следствие, исследователи отмечают целый ряд негативных тенденций в детской и подростковой среде. Результаты этих негативных явлений наблюдаются в росте подростковой преступности, в увеличении числа беспризорных и безнадзорных детей, в возрастании масштабов детского алкоголизма и наркомании.
Государство в лице законодательных органов, издает многочисленные правовые документы, но надежно защитить своих маленьких граждан не в состоянии. В связи с этим подрастающее поколение вынуждено адаптироваться в настоящих условиях, исходя из сложившейся ситуации. Результаты такого вживания в окружающую среду налицо рост преступности среди несовершеннолетних, ранняя алкоголизация, потребление наркотических, токсических, психотропных веществ, нежелание учиться, работать.
Тема профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних – многогранная и многоаспектная проблема. Ею занимаются представители многих областей знания: педагоги, психологи, психотерапевты, наркологи, социологи, валеологи, юристы, криминологи и др.
Обозначенные проблемы находятся в поле внимания государства. Нормативно-правовую базу исследования составили 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений», 95-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения», ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», а также международные документы, регулирующие нормы помощи детям в трудной жизненной ситуации. Данные документы, регламентируя вопросы помощи и поддержки детей, фактически сформировали общегосударственную технологию работы с детьми группы риска.
ЦЕЛИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ:
- защита жизни и здоровья детей;
- профилактика безнадзорности несовершеннолетних;
- пропаганда и привитие навыков здорового образа жизни;
- пропаганда культурно-семейных ценностей;
- оказание учащимся превентивной помощи в решении проблем и трудностей социального, психологического, личностного характера.
ЗАДАЧИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ:
- создание эффективной системы социальной поддержки детей и подростков группы риска, направленной на решение проблем детской и подростковой безнадзорности и преступности;
- обеспечение социальной реабилитации, адаптации, интеграции детей и подростков, охрана их жизни и здоровья;
- организация профилактической работы по предупреждению правонарушений школьников;
- повышение правовой культуры и социально-педагогической компетенции родителей учащихся;
- координация деятельности и взаимодействие служб и ведомств города, заинтересованных в решении проблем безнадзорности и правонарушений в детской и подростковой среде;
- сотрудничество с организациями и службами города по работе с семьей с целью повышения воспитательной функции семьи и обеспечению корректировки воспитания в семьях отдельных учащихся;
- осуществление мероприятий по оказанию комплексной психолого-педагогической, медико-социальной, социально-правовой, профориентационно-трудовой поддержки, обеспечению досуга и отдыха детей и подростков, находящихся в социально опасном положении.
ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних основывается на принципах:
- законности;
- демократизма;
- гуманного обращения с несовершеннолетними поддержки семьи и взаимодействия с ней;
- индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации;
- обеспечения ответственности должностных лиц;
- комплексности;
- дифференцированности;
- многоаспектности;
- последовательности;
- аксиологичесности (ценностный) подход, предполагающий формирование у школьников представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, законопослушности.
ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ
Профилактическая работа планируется и ведется с учетом общешкольных целей и задач, возрастных и личностных особенностей учащихся, положения семей. Деятельность осуществляется с учетом реализуемых целевых локальных воспитательно-образовательных программ и проектов в разных направлениях, с использованием активных форм и методов работы.
-
- План воспитательной работы школы, планы работы классных руководителей, планы руководителей кружков, план работы педагога-психолога содержат раздел «Профилактика правонарушений и безнадзорности учащихся».
- План работы Совета по профилактике правонарушений и безнадзорности.
- План работы с семьями и учащимися, находящимися в трудной жизненной ситуации.
- Планы по формированию здорового образа жизни и профилактике наркомании и токсикомании на текущий учебный год.
-
- План проведения месячника по профилактике безнадзорности и правонарушений школьников.
- Планы классных руководителей по работе с несовершеннолетними, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.
ФОРМЫ РАБОТЫ
В целях профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних используют разнообразные формы работы:
-
- выявление семей, находящихся в социально-опасном положении;
-
- рейды по неблагополучным семьям;
-
- деятельность Совета профилактики школы;
-
- организация родительского лектория;
-
- индивидуальные беседы с учащимися, родителями;
-
- работа с документами;
-
- диагностика;
-
- индивидуальные и групповые консультации;
-
- содействие в участии в системе внеучебной деятельности школы;
-
- работа по профориентации;
-
- семинары-совещания по проблемам профилактики социального сиротства и семейного неблагополучия;
-
- родительские собрания («О повышении ответственности родителей за воспитание детей»), общешкольные, собрания с участием членов КДН, сотрудников других органов и учреждений системы профилактики;
-
- осуществление патронажного наблюдения;
-
- оказание различных видов материальной помощи;
- организация отдыха и оздоровления детей из малообеспеченных семей и семей, находящихся в социально-опасном положении;
- оказание несовершеннолетним психолого-педагогической помощи;
- организация занятости и временной трудовой деятельности несовершеннолетних и детей из семей, находящихся в социально опасном положении.
МЕТОДЫ РАБОТЫ
- анкетирование;
- тестирование;
- наблюдение;
- опрос;
- беседа;
- рефлексия;
- убеждение;
- социальное проектирование;
- анализ документов;
- социометрия;
- метод поощрения;
- метод убеждения;
- методика организации коллективной творческой деятельности;
- индивидуальная консультация;
- создание ситуации успеха в социально-значимой деятельности и др.;
- тренинги социальных навыков и модификации поведения;
- индивидуальная педагогическая поддержки.