Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Профилактика безнадзорности

Приложение

На территории города Невинномысска проводится всероссийская антинаркотическая акция «Сообщи, где торгуют смертью».

Ее цель — привлечение внимания общественности к участию в противодействии незаконному обороту наркотиков и профилактика их немедицинского потребления, предупреждение и пресечение преступлений и иных правонарушений в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, повышение эффективности антинаркотической работы, организация консультаций и оказание квалифицированной помощи в вопросах лечения и реабилитации наркозависимых, выявление и устранение причин и условий, способствующих распространению наркотических средств.

В Невинномысске работают «телефоны доверия», по которым можно сообщить о фактах незаконного оборота и потребления наркотиков, содержания наркопритонов, а также задать вопросы, внести предложения по совершенствованию эффективности профилактики наркомании, лечения и реабилитации наркозависимых лиц.

«Телефоны доверия»:

  • 02, 6-10-10, 4-13-30 и 6-10-42 — отдел МВД по городу Невинномысску;
  • -3-15-37 — управление образования администрации города Невинномысска; режим работы: с 9.00 до 18.00, перерыв с 13.00 до 14.00;
  • 3-01-14 — администрация города Невинномысска; режим работы: с 9.00 до 18.00, перерыв с 13.00 до 14.00;
  • Территориальные общественные самоуправления города режим работы: с 9.00 до 18.00, перерыв с 13.00 до 14.00 час.

ТОС №1 — 7-20-63;

ТОС №2 — 7-29-78;

ТОС №3 — 7-30-94;

ТОС №4-6-48-91;

ТОС №5 — 3-05-40;

ТОС №6 — 3-37-09;

ТОС №7 — 5-70-38;

ТОС №8 — 7-51-34;

ТОС №9 — 6-44-81;

ТОС №10 — 7-23-96.

Формы и методы работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

 Глубокие социальные потрясения, происходящие в нашем обществе, кризисное состояние экономики, культуры и образования катастрофически ухудшают условия жизни и воспитания детей и молодежи,  неизбежно приводят  к увеличению количества и разнообразия трудностей и рисков, с которыми сталкиваются ребенок и его родители в процессе жизни и развития. Как следствие, исследователи отмечают целый ряд негативных тенденций в детской и подростковой  среде. Результаты этих негативных явлений наблюдаются в росте подростковой преступности, в увеличении числа беспризорных и безнадзорных детей, в возрастании масштабов детского алкоголизма и наркомании.

            Государство в лице законодательных органов, издает многочисленные правовые документы, но надежно защитить своих маленьких граждан не в состоянии. В связи с этим подрастающее поколение вынуждено адаптироваться в настоящих условиях, исходя из сложившейся ситуации. Результаты такого вживания в окружающую среду налицо рост преступности среди несовершеннолетних, ранняя алкоголизация, потребление наркотических, токсических, психотропных веществ, нежелание учиться, работать.

            Тема профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних  – многогранная и многоаспектная проблема. Ею занимаются представители многих областей знания: педагоги, психологи, психотерапевты, наркологи, социологи, валеологи, юристы, криминологи и др.

Обозначенные проблемы находятся в поле внимания государства. Нормативно-правовую базу исследования составили 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений», 95-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения», ФЗ «Об основных  гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», а также международные документы, регулирующие нормы помощи детям в трудной жизненной ситуации. Данные документы,  регламентируя вопросы помощи и поддержки детей, фактически сформировали общегосударственную технологию работы с детьми группы риска.

 ЦЕЛИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ:

  • защита жизни и здоровья детей;
  • профилактика безнадзорности несовершеннолетних;
  • пропаганда и привитие навыков здорового образа жизни;
  • пропаганда культурно-семейных ценностей;
  • оказание учащимся превентивной помощи в решении проблем и трудностей социального, психологического, личностного характера.

ЗАДАЧИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ:

  • создание эффективной системы социальной поддержки детей и подростков группы риска, направленной на решение проблем детской и подростковой безнадзорности и преступности;
  • обеспечение социальной реабилитации, адаптации, интеграции детей и подростков, охрана их жизни и здоровья;
  • организация профилактической работы по предупреждению правонарушений школьников;
  • повышение правовой культуры и социально-педагогической компетенции родителей учащихся;
  • координация деятельности и взаимодействие служб и ведомств города, заинтересованных в решении проблем безнадзорности и правонарушений в детской и подростковой среде;
  • сотрудничество с организациями и службами города по работе с семьей с целью повышения воспитательной функции семьи и обеспечению корректировки воспитания в семьях отдельных учащихся;
  • осуществление мероприятий по оказанию комплексной психолого-педагогической, медико-социальной, социально-правовой, профориентационно-трудовой поддержки, обеспечению досуга и отдыха детей и подростков, находящихся в социально опасном положении.

ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних основывается на принципах:

  • законности;
  • демократизма;
  • гуманного обращения с несовершеннолетними поддержки семьи и взаимодействия с ней;
  • индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации;
  • обеспечения ответственности должностных лиц;
  • комплексности;
  • дифференцированности;
  • многоаспектности;
  • последовательности;
  • аксиологичесности (ценностный) подход, предполагающий формирование у школьников представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, законопослушности.

 ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ

Профилактическая работа планируется и ведется с учетом общешкольных целей и задач, возрастных и личностных особенностей учащихся, положения семей. Деятельность осуществляется с учетом реализуемых целевых локальных воспитательно-образовательных программ и проектов в разных направлениях, с использованием активных форм и методов работы.

    • План воспитательной работы школы, планы работы классных руководителей, планы руководителей кружков, план работы педагога-психолога содержат раздел «Профилактика правонарушений и безнадзорности учащихся».
    • План работы Совета по профилактике правонарушений и безнадзорности.
    • План работы с семьями и учащимися, находящимися в трудной жизненной ситуации.
    • Планы по формированию здорового образа жизни и профилактике наркомании и токсикомании на текущий учебный год.
    • План проведения месячника по профилактике безнадзорности и правонарушений школьников.
  • Планы классных руководителей по работе с несовершеннолетними, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.

ФОРМЫ РАБОТЫ

В целях профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних используют разнообразные формы работы:

    • выявление семей, находящихся в социально-опасном положении;
    • рейды по неблагополучным семьям;
    • деятельность Совета профилактики школы;
    • организация родительского лектория;
    • индивидуальные беседы с учащимися, родителями;
    • работа с документами;
    • диагностика;
    • индивидуальные и групповые консультации;
    • содействие в участии в системе внеучебной деятельности школы;
    • работа по профориентации;
    • семинары-совещания по проблемам профилактики социального сиротства и семейного неблагополучия;
    • родительские собрания («О повышении ответственности родителей за воспитание детей»), общешкольные, собрания с участием членов КДН, сотрудников других органов и учреждений системы профилактики;
    • осуществление патронажного наблюдения;
    • оказание различных видов материальной помощи;
  • организация отдыха и оздоровления детей из малообеспеченных семей и семей, находящихся в социально-опасном положении;
  • оказание несовершеннолетним психолого-педагогической помощи;
  • организация занятости и временной трудовой деятельности несовершеннолетних и детей из семей, находящихся в социально опасном положении.

МЕТОДЫ РАБОТЫ

  • анкетирование;
  • тестирование;
  • наблюдение;
  • опрос;
  • беседа;
  • рефлексия;
  • убеждение;
  • социальное проектирование;
  • анализ документов;
  • социометрия;
  • метод поощрения;
  • метод убеждения;
  • методика организации коллективной творческой деятельности;
  • индивидуальная консультация;
  • создание ситуации успеха в социально-значимой деятельности и др.;
  • тренинги социальных навыков и модификации поведения;
  • индивидуальная педагогическая поддержки.